Миллер (Miller), Артур


Миллер (Miller), Артур
(р. 17.X.1915, Нью-Йорк)
 драматург.
   Вырос в семье предпринимателя-еврея, выходца из Европы, разорившегося после экономического краха 1929 г. Впечатления той поры отзовутся во многих пьесах Миллера.
   Писать начал, будучи студентом Мичиганского университета (1934–1938). По окончании университета работал в бруклинском доке, в театральных учреждениях, писал для радио. Первое опубликованное произведение - радиопьеса-фантазия «Кошечка и мастер-водопроводчик» (The Pussycat and the Expert Plumber, Who Was a Man, 1941), где честный труд противопоставлен интриганству политиков. После посещения военных гарнизонов в стране Миллер выпустил книгу очерков «Положение нормальное» (Situation Normal, 1944). Первая бродвейская пьеса «Человек, которому так везло» (The Man Who Had All the Luck, 1944) предвосхищает проблематику «Смерти коммивояжера» (Death of a Salesman, 1949, Пулитц. пр., рус. пер. 1956). В единственном романе «Фокус» (Focus, 1945) писатель вывел благополучного чиновника, который, преодолевая предрассудки, выступает против антисемитизма.
   Известность пришла к Миллеру с драмой «Все мои сыновья» (All My Sons, 1947, рус. пер. 1948). События, которые разыгрались в семье промышленника Джо Келлера, отгрузившего для армии партию бракованных авиадеталей, отношения отцов и детей, поиски молодыми людьми правильного пути в жизни достоверно воссоздают нравственный климат в стране и затрагивают болезненные для американцев вопросы участия в антигитлеровской борьбе. В пьесе определились основные черты драматургии Миллера: исследование характеров в экстремальных ситуациях, пристальное внимание к индивидуальной психологии, социальная аналитичность, стремление проникнуть в «невидимый мир причин и следствий», ученичество у Г. Ибсена и А. П. Чехова. Миллер обработал для Бродвея ибсеновскую драму «Враг народа» (1950).
   «Смерть коммивояжера», выдержавшая 742 представления, фокусирует главные темы и сильные стороны дарования автора. Чтобы достичь «глубинной реальности», он сплавляет жизнеподобные театральные формы с изображением на подмостках того, что мыслится персонажем или представляется ему. Фигура Вилли Ломена, у которого золотые руки и насквозь ложные надежды, глубоко типична. Гибель протагониста проистекает из его безоглядной веры в материальный успех - «эту мечту, миф и моральную норму нашей нации», по точному выражению критика Ллойда Морриса. Благодаря этому «некоторые частные разговоры» - таков подзаголовок драмы - вырастают до масштаба американской трагедии.
   В обстановке маккартистской истерии, безрассудства и отчаяния Миллер создает народную хронику «Тяжкое испытание» (The Crucible, 1953), написанную на материале ведовских судилищ в Сейлеме в 1692 г. В героизированных образах Элизабет и Джона Прокторов отразились поиски драматургом положительных ценностей. Однако центральные характеры строятся по догмам пуританского морального кодекса, а исторической достоверности и компактности произведения мешает умозрительный, проецируемый из современности тезис, согласно которому социальные и идейные конфликты берут начало в нетерпимости противостоящих сторон.
   В драматической дилогии из одноактных пьес (1955) Миллер сталкивает и сопоставляет два способа изображения: «Воспоминания о двух понедельниках» (A Memory of Two Mondays) - статичные зарисовки тягучей, отупляющей службы, а в «Виде с моста» (A View From the Bridge, рус. пер. 1957) бушуют страсти, как в античных трагедиях. Затем драматург молчал 8 лет, если не считать сценария «Неприкаянные» (The Misfits), написанного для его жены Мэрилин Монро, и повести по нему (1961). Мотивы одиночества и исцеляющей силы любви развиваются в сборнике рассказов «Ты мне больше не нужна» (I Don't Need You Anymore, 1967).
   Достойное поведение Миллера в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (1956) и на суде, где ему было предъявлено обвинение «в неуважении к конгрессу» (1957), вызвало большой общественный резонанс.
   Наиболее масштабна интеллектуальная драма «После грехопадения» (After the Fall, 1964, рус. пер. 1989). Автор возражал тем, кто расценил пьесу как «исповедь бывшего мужа Мэрилин Монро». Вернувшись к технике «Смерти коммивояжера», он изобразил душевное смятение интеллигента, разочаровавшегося в личных отношениях и радикальных убеждениях молодости. Итог самопознания Квентина - мысль о всеобщей причастности ко всякой несправедливости и злу, будь то рана, нанесенная близкому, или зверства фашизма, - затрудняет определение конкретно-исторической меры ответственности каждого. В пьесе, по словам автора, отражен «взгляд на человека и его природу как единственный источник жестокости, грозящий погубить цивилизацию».
   Лабораторность ситуации, отголоски доктрины врожденной склонности человека к насилию в сочетании с экзистенциалистскими теориями свободы ослабляют пафос антинацистской пьесы «Это случилось в Виши» (Incident at Vichy, 1964, рус. пер. 1965). Под углом зрения двуединства добра и зла переосмысливается в фарсовой трагикомедии «Сотворение мира и другие дела» (The Creation of the World and Other Business, 1972) библейское предание о грехопадении и первом братоубийстве.
   Обозначившийся у Миллера к концу 50-х гг. пересмотр жизненных установок сказался на художественности его произведений и повлиял на его общественную деятельность - в том числе на посту президента Международного ПЕН-центра (1965–1969). Лучшая вещь Миллера тех лет - пьеса «Цена» (The Price, 1968, рус. пер. 1968), но и в ней, по мнению советского театроведа Н. Берковского, «слишком все поглощено моральной контроверзой… вместо лиц - жизненные и моральные позиции».
   После поездки в СССР осенью 1967 г. Миллер выпустил книгу «В России» (In Russia, 1969), иллюстрированную фотографиями его жены Ингеборг Морат. Верные наблюдения над деформациями в общественной и культурной жизни нашей страны соседствуют здесь с неоригинальными, стереотипными суждениями. Откликом на события «Пражской весны» и драматические августовские дни в Чехословакии 1968 г. явилась пьеса Миллера «Потолок архиепископа» (The Arhbishop Ceiling, 1977). Два года спустя вместе с И. Морат издал фотокнигу «Китайские встречи» (Chinese Encounters). После вторичного посещения Китая в 1983 г. для постановки «Смерти коммивояжера» появились очерки-впечатления «Коммивояжер в Пекине» (Salesman in Beiping, 1984).
   Несбывающаяся и неискоренимая «Американская мечта», проходящая проверку на прочность в пору «великой депрессии», - содержание «фрески для театра» «Часы Америки» (American Clock, пост. 1980, нов. ред. 1988, рус. пер. 1988).
   В 80-е гг. драматург написал несколько небольших экспериментальных пьес, направленных на создание нового, «идеального» театра, в котором «реальность целиком или частично была бы такой, какой в силу собственных причин ее хотят видеть герои». Проблематика времени и памяти, идеалов и иллюзий, способности и нежелания человека взглянуть в лицо правде о самом себе психологически тонко разыгрывается в композиции из одноактных пьес «Опасная зона: память! Две драмы. Ничего не помню. Клара» (Danger: Memory! Two Plays. I Can't Remember Anything. Clara, 1987).
   Обширный и интересный материал содержит автобиография Миллера «Сдвижения времени. Одна жизнь» (Time-bends. A Life, 1987). В воссоздании личной и творческой судьбы писатель подчеркнуто индивидуалистичен, так что искания мысли иногда переходят в самоудовлетворенность. Взгляд же на крупные общественно-политические события несет печать либерально-демократического мышления, «снимающего» коренные исторические противоречия в сфере личной этики и общегуманистических категорий. Социальный скептицизм, отказ от любой «политической философии» сочетается в книге с приверженностью к исконно американским ценностям.
   Пьесы Миллера ставятся на советской сцене. В 80-е гг. Миллер - участник встреч американских и советских писателей и Иссык-Кульского форума.
 Г. Злобин

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Смотреть что такое "Миллер (Miller), Артур" в других словарях:

  • МИЛЛЕР (Miller) Артур — (р. 1915) американский драматург. Семейные драмы с социальным звучанием ( Смерть коммивояжера , 1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные драмы идей о соотношении личной и коллективной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Миллер, Джордж Артур — Олимпийские награды Поло Золото …   Википедия

  • Миллер Артур — Миллер (Miller) Артур (р. 17.10.1915, Нью Йорк), американский драматург. Родился в семье мелкого еврейского предпринимателя. Окончил Мичиганский университет (1938). Пьеса «Человек, которому так везло» (1944) и роман «Фокус» (1945) определили круг …   Большая советская энциклопедия

  • Миллер, Артур — Артур Миллер. МИЛЛЕР (Miller) Артур (родился в 1915), американский драматург. Семейные драмы с социальным звучанием, в том числе “Смерть коммивояжера” (1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Миллер — Содержание 1 Известные носители фамилии 1.1 А 1.2 Б …   Википедия

  • Миллер — I Миллер         Анатолий Филиппович [16.2(1.3).1901, Новороссийск, 3.10.1973, Москва], советский историк востоковед, доктор исторических наук, профессор (1943). В 1926 окончил Московский институт востоковедения. В 1941 65 старший научный… …   Большая советская энциклопедия

  • Миллер Артур — (Miller) (р. 1915), американский драматург. Семейные драмы с социальным звучанием («Смерть коммивояжёра», 1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные «драмы идей» о соотношении личной и коллективной… …   Энциклопедический словарь

  • МИЛЛЕР Артур — МИЛЛЕР (Miller) Артур (р. 1915), американский драматург. Пьесы: «Все мои сыновья» (1947), трагедия «Смерть коммивояжера» (1949), «Тяжкое испытание» (1953, п. 1960, ставилась под назв. «Салемские колдуньи»), «Вид с моста» (1955), «Воспоминание о… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Миллер — (Miller) Артур (1915, Нью Йорк – 2005, Роксбери, штат Коннектикут), американский драматург. Учился в Мичиганском ун те. Впервые выступил в печати с очерками об американской армии «Положение нормально» (1944). Пьеса «Человек, которому так везло»… …   Литературная энциклопедия

  • Миллер А. — МИ́ЛЛЕР (Miller) Артур (р. 1915), амер. драматург. Семейные драмы с социальным звучанием ( Смерть коммивояжёра , 1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные драмы идей о соотношении личной и… …   Биографический словарь

Книги